Групповой проект Recycle or die объединяет работы 15 участников в разных медиа и посвящен темам ресайклинга, экологии, избыточного потребления и токсичных активов. Название звучит намеренно ультимативно, подобно слогану «Православие или смерть», и подразумевает два аспекта.
Первый — понятие «экология» стало неотъемлемой частью современной парадигмы, современной картины мира и имеет самый широкий спектр значений от экологии окружающей среды, природы и планеты до экологии информации и экологии отношений. По сути, экология — это новая Этика, культура взаимодействия человека с живыми существами, окружающим миром и информацией. В современном мире экология претендует на статус абсолютной, универсальной этики, безразличной к социальной, расовой, территориальной либо конфессиональной принадлежности. «Неэкологично» в текущем контексте равняется «неэтично». Поэтому человек, живущий в настоящем, либо интегрирует новую этику в свою систему ценностей, либо исключает/ противопоставляет себя современному контексту.
Аспект второй — проект и авторские высказывания в нем не предполагают абсолютной серьезности экоактивиста, но содержат и элемент ироничного отношения к вере в безграничные возможности человека на все влиять и все изменять. По аналогии с тезисом известного стендап-комика Джорджа Карлина: «The Planet is fine. The people are fucked», работы авторов могут быть амбивалентны, и в этом одно из принципиальных отличий искусства от экоактивизма.
Изобразительное искусство может работать с вопросами Этики, но основной его фокус смещен на вопросы Эстетики. Художник часто занят конструированием и созданием автономного авторского мира, со своим узнаваемым языком, способами выразительности и собственной драматургией.
Фотографические серии Сергея Сапожникова – это современный эпос с героем внутри произведения. Герой, как Лаокоон, перманентно пребывает в пластической борьбе с искусственно созданным автором ландшафтом из цветных надувных матрасов и прочего мусора, который в фотографиях, по аналогии со старой живописью, приобретает функцию пейзажа, портьер либо интерьера.
Основным предметом работ Ирины Кориной является «новая эстетика» предметного мира без героя, которую автор создает из антиэстетичных, дешевых и банальных материалов – от пластмассового строительного сайдинга и искусственных цветов до рисунка асфальта и плесени на надувных объектах и драпировках.
Медитативное движение камеры в постапокалиптических пейзажах в видеоинсталляции Аристарха Чернышёва выглядит как реплика из фильмов Тарковского и современная версия пасторального жанра. Но в 3D-анимации и с эмбиент-саундтреком. Автор не вмешивается, он просто смотрит.
Стрит-артист и архитектор по образованию Алексей Лука собирает использованные материалы и фактуры и создает из них пространственные композиции, вдохновленные конструктивизмом и русским авангардом, что экологично как прием и апеллирует к модернизму как корням современного искусства.
Александр Голынский создает яркие абстрактные объекты и скульптуры из утеплителя и цветной изоленты, как если бы в будущем-антиутопии все художественные магазины закрылись и остались бы только хозяйственные с материалами длительного хранения. Эти изоляционные материалы — еще и прозрачная метафора консервации и защиты искусства как идеи.
Мария Агуреева работает преимущественно в скульптуре. По словам автора, она начала включать в свои объекты из полимеров натуральные материалы после переезда в Лос-Анджелес, где острее чувствуется контакт человеческого тела с природой. Фрагменты обожженного дерева, ставшие частью работ, автор собирала после пожаров в национальных американских парках.
Художник Анна Титова назвала свою скульптуру из полимеров «Собака Павлова». Фигура искусственной собаки окрашена в экологичный зеленый цвет и в экспозиции выполняет роль тотемного и жертвенного животного одновременно.
Консультанты проекта по моде как важной составляющей современной культуры — бюро Superkiosk — представят программу апсайклинг и ресайклинг в сотрудничестве с российскими дизайнерами.
Новая работа Арсения Жиляева является частью проекта, посвященного исследованию воображаемого культа будущего «Чернорабочий солнца», появление которого относится к периоду начала освоения ближайших к Млечному пути войдов. «В культе смешаны наслоения культуры разных веков — от массовой культуры предыстории до сверхтехнологичных психических техник постбудущего».
Акварели Дмитрия Ребуса — футуристичные по сюжетам и академичные по технике исполнения — вызывают ассоциации с психологически напряженными кинематографическими планами Дэвида Линча, где теряется граница между реальностью и вымыслом.
В живописи Марии Шаровой и Дмитрия Окружнова, которую можно отнести к жанру «новый пейзаж», заброшенные заводские цеха и библиотеки распадаются на пиксели, разрушаются и выстраиваются снова, в зависимости от расстояния и угла зрения, находятся в постоянном движении от энтропии к созиданию и обратно.
Динамической парой живописи в экспозиции выступят объекты промышленного дизайна 70-х, зеркальные пиксельные панели авторства Neal Small, которого называли The Prince of plastic. Панели предоставлены галереей Lamps of 50–60–70s, которая дает вторую жизнь достойным объектам промышленного дизайна.
Выдуманная мифология Дуни Захаровой выстраивает нарратив, обращаясь к языческим корням, психическим расстройствам и сексуальным перверсиям. Художница выступает здесь в роли шамана, совершающего неизвестный ритуал, и обращается к силам природы. На видео можно услышать на якутском языке алгыс (обращение к духам) шамана во время камлания.
Хореографическая группа ZH V YU с перформансом «Сад», как менады, пытаются слиться с природой и представить себя пальмой в оранжерее. Здесь стоит упомянуть, что Дионис — бог растительности, производительных сил природы, вдохновения, религиозного экстаза, а также театра.
В центральной части экспозиции — инсталляция Егора Крафта «Двенадцать таблиц», историческим прототипом которой послужили первые римские Законы двенадцати таблиц, кодификация государственного закона от народа (lex publica), V век до н. э. Автор представляет современную, постоянно обновляющуюся версию законов интернета и защиты личных данных, подключенную к закрытым профессиональным ресурсам для программистов и хакеров. Либертарианский алтарь цифровых способов хранения и передачи информации.
И если в игровом режиме представить себе экспозицию как конструкцию условного храма, мы можем увидеть все иерархии служителей нового культа и различных его разновидностей — от космизма до языческих ритуалов. Ждем вас в политеистическом храме экологии.
Куратор Елена Баканова
Художники выставки «Recycle or die»
Мария Агуреева
Александр Голынский
Арсений Жиляев
Дуня Захарова (DUZA)
Егор Крафт
Алексей Лука
Дмитрий Окружнов и Мария Шарова
Дима Ребус
Сергей Сапожников
Анна Титова
Аристарх Чернышёв
Lamps of 50–60–70s
Ирина Корина
Тигран Аветисян