В сентябре–октябре 2020 года в галерее ГУМ-Red-Line состоится персональная выставка Николая Филатова. Художник создает монументальные живописные работы в духе неоэкспрессионизма. Его произведения, где синтезируются экспрессивная подача и элементы конструктивистской формы, – как символы монументального собирательного образа всей истории авангардных идей русского культурного поля. Русский космизм, футуризм, коммунизм представлены единой холистической картиной, где образ целого превосходит отдельные части.
При помощи названия выставки – «Половецкие пляски» – художник дает нам целую связку ключей эстетических и исторических к прочтению не только своих новых произведений, но и всего его стиля в целом.
Николай Филатов говорит, что его живопись – дикая, древняя, яростная, как половецкие пляски. Мы говорим: Николай Филатов – мэтр русской живописи, художник, говорящий языком авангарда. (роль классики)
Николай Филатов говорит про себя как художника, что он хотел бы быть беленьким и пушистеньким, но это не получается, а получается быть большим, шумным и страшным, как половецкие пляски. Мы говорим: Николай Филатов как деятель искусств является человеком, способным воплощать величину духа многих народов, эпох и территорий, ассоциированных с евразийской культурой в ритм биения сердца его картин. (роль авангарда)
Николай Филатов говорит, что энергия его картин происходит из детских страхов перед огромной, эстетически чуждой реальностью, в которую новому маленькому человеку предстоит встроиться в процессе жизни. Мы говорим, что редко в нашем искусстве появляется мастер, чей выбор языка абстракции был бы так же глубоко осознан и мотивирован, как выбор художников первого русского авангарда. (роль России)
Николай Филатов говорит, что быть художником – задача очень ответственная, потому что надо быть искренним перед своим даром и достаточно смелым, чтобы художественным языком сказать все то, что ты обязан сказать как член общества, который видит и может больше, чем другие. Мы говорим, что живопись и объекты Николая Филатова на сцене русского и мирового искусства дают образец максимального художественного воплощения таких позиций, как свобода, естественность и радость. (роль человека)
Отличительные черты живописи Николая Филатова – плоть от плоти базовых черт живописи авангарда и языка современного искусства. Большие размеры произведений, в которые с трудом и со скрипом, по-микеланджеловски втискивается человеческое бытие, явно превышающее границы установленных норм.
Яркая и насыщенная многими разнообразными цветами палитра полотен Николая Филатова естественным образом сочетает глубокую культуру и живой, экспрессивный темперамент художника. Насыщенность тонов значительно отличается в зависимости от периодов творчества, переходя от контрастных сочетаний перенасыщенных основных цветов к более сдержанным, но и более сложным оттенкам основной европейской радуги. В новейший период палитра Николая Филатова обогатилась диалогом между тонкими нюансами разнообразных пастельных тонов фона и более определенными цветами объектов и субъектов основной композиции. Фигуры танцующих, пройдя с Николаем Филатовым разные этапы его творчества: от кубофутуристических экспрессивных до практически разлетающихся на отдельные эмоциональные следы кисти, в современный период пришли к парадоксальному эффекту проступания форм человеческого тела в духе античной физиологии сквозь все более смягченную авангардистскую геометричность привычного нам стиля Николая Филатова.
Художник выставки:
Николай Филатов