Сопротивление материалов, сопромат, – инженерная дисциплина об устойчивости и прочности конструкций. Для физиков, механиков экзамен по ней – настоящее проклятие. Дисциплина коварная и сложная, с уймой расчетов. Среди студентов даже бытует поговорка: «Сопромат сдал, можешь жениться!»
Чему сопротивляется материал? Действию на него человека, желающего покорить, подчинить, согнуть, пригнуть, пригнать, нагрузить. В искусстве как в инженерии. Материал – тот же Актор, что и художник. Если не учитывать его сопротивление, конструкция рассыплется, а образ раскрошится. Однако грубого насилия и неумного обращения материал не терпит. Материал достоин уважения и филигранной работы с ним, что и стало темой выставки признанного медиахудожника Сержа Головача.
Мастер давно пытается создать фотографический образ в измененных контекстах, уважить материал как равноправного партнера, художника. В связи с идеями постгуманизма, объектно ориентированным искусством эта тема очень актуальна сегодня.
На выставке представлены различные варианты диалога с разными материалами: сталь, дерево, камень, бумага. В разных средах и техниках результат может быть разным: материал может даже одерживать верх над художником, как в иронической деконструкции привычного иллюзионизма картины (работа «Хронос»).
Структура выставки позволяет представить некую лабораторию. Группы экспонатов распределены так, что изучается возможность преодоления миметической основы образа, когда материал становится не агентом насилия, чтобы сделать как в жизни, а автономным равноценным партнером. И мы осязаем его собственные возможности, не совпадающие с миметической предопределенностью искусства фотографии. Экспонаты посвящены различным возможностям обнажения автономной природы материала в его диалоге (борьбе) с художником.
Отдельным Актором, проводником по миру СОПРОМАТ выступает пианист Дмитрий Шишкин. Его выразительные руки складываются в некую хореографию жестов. Фотографии с руками пианиста выполнены в намеренно традиционной технике. Сопротивление здесь не в сфере медиа, а в области работы нервных волокон и мышц чуткого инструмента, Рук Художника. Преодоление руками инертности и статики пространства и массы ради созидания идеального звука отражено в точной пластической композиции.
Руки Художника становятся медиумом между Материалом и Образом.
Куратор выставки: Сергей Хачатуров
Художник выставки:
Серж Головач