Игра. Жизнь. Маски. История. Путь. Смысл. Вос(Соединение). Про(Образ).
Александр Погоржельский представлен новой серией работ Folk embroidery motifs (холст, масло, 2019, всего 22 картины) и монументальной инсталляцией Shadows of Forgotten Ancestors, состоящей из 120 рисунков (бумага, карандаш, 2018–2019).
Абстрактное «вышивание» трансцендентных образов на холстах Folk embroidery motifs – это приглашение художника к постижению имманентных начал; неслучайно преобладание пастельных тонов оранжевого и белого: в теории цвета их оттенки несут в себе энергетику как жизни, так и смерти. Метафизика. В то же время инсталляция Shadows of Forgotten Ancestors работает и обретает совершенно особый сакральный смысл в пространстве галереи ГУМ-Red-Line: на фоне Красной площади Москвы эскизы костюмов увлекают зрителя в вековую историю традиций, оживляя коллективную память поколений. Aeternum.
Мария Погоржельская представлена новым проектом Private Zone (холст, масло, 2007–2019, всего се- рия из 30 картин), выставляющимся впервые в полном объеме на нашей экспозиции. Большая часть работ выполнена в 2019 году ad hoc для данной выставки, но зрители увидят и портрет Натальи Водяновой, написанный художницей в 2007 году для проекта журнала Vogue.
Private Zone находится в поле индивидуального, сиюминутного, точного воспроизведения определенного момента частной женской жизни. Фотографическая память и «быстрый свет» на плоскости – главный инструмент художницы, в лучших традициях «нового реализма». Неслучайно и многократно маленький формат работы служит эскизом большой картины, словно негатив для фотографии. Своего рода «метаморфоза этюда» – отдельная линия определенных картин, представленная к исследованию зрителя на выставке. Hic et nunc.
Выставка «Про(Образ)» дает представление о том направлении современной живописи, пространства которой находятся на перекрестке определенного восточного и западного искусства – это выявление объективно разных, но логически последовательных подходов в живописи.
Наше повествование не привязано к стилистическим особенностям и характерным формулам работ Погоржельских, но проходит по «касательным» в рамках одной и той же изобразительной практики и утонченного владения цветом обоих художников. Энергия двухмерных фигур на плоском фоне.
Маски. Именно они проносят зрителя через историю к истокам и самобытности. Будь то народный / церемониальный костюм предков и абстрактно-мифический вневременной образ (Александр Погоржельский) или маска ежедневного ритуала женского ухода за собой и точный портрет (часто автопортрет) в конкретном временном отрезке, действительности «здесь сейчас» (Мария Погоржельская). Поиск идентичности через прошлое и выражение сути через настоящее, повседневное. Сакрализация как памяти исторической, так и памяти индивидуальной.
Коннотации времени обыграны обоими художниками через концепцию памяти путем умышленного отрицания увеличения «не-мест» в современном обществе, в рамках антропологии «гипермодерна» Оже и социального пространства. «Пространство, не определяемое ни через идентичность, ни через связи, ни через историю, является «не-местом». ...гипермодерн производит «не-места», то есть места, которые сами не являются антропологическими местами и, в отличие от бодлеровской современно- сти, не связывают исторические места, ...то есть «места памяти»*.
Представленный кураторский проект – это попытка направить зрителя на восприятие выставочного пространства именно как «места памяти» путем интуитивного (в бергсонском понимании) воссоздания реальности через прообраз. Ведь лишь интуиция, будучи непосредственным переживанием предмета искусства, «внедряется в его интимную сущность»**.
Таким образом, через представленные художественные работы происходит целостное «эмоционально-интуитивное» постижение действительности, реальной или воображаемой.
Куратор выставки и автор текста – Татьяна Мартьянова
Родилась в Москве в 1985 году. С 2007 года живет и работает в Милане. Образование московское искусствоведческое и культурологическое, специализация по экспозиционным пространствам; итальянская специализация по коммуникационным и организационным процессам в современном искусстве и по европейской музеологии. Курирует русские и европейские выставки, исследуя темы памяти, самоидентичности и перспективы в разных жанрах современного искусства. Работает в редакции одного из главных европейских журналов, посвященных современному искусству, – Flash Art. Это издание более 50 лет занимается изучением развивающегося культурного ландшафта: работ как ведущих, так и начинающих художников, писателей и кураторов.
* Марк Оже «Не-места. Введение в антропологию гипермодерна», 1992
** Анри Бергсон «Творческая эволюция (L’Evolution creatrice)», 1907
Художники выставки:
Мария Погоржельская
Александр Погоржельский