Passing through (проходя сквозь) – это групповая композиция, которую я практиковала в начале лета с танцевальной компанией TOK Moscow и адептом движения Женей Глазуновой. Подавляющая масса рисунков, представленных на выставке, сделана в перерывах между занятиями и постфактум.
Дэвид Замбрано (David Zambrano) – американский танцовщик, хореограф и педагог венесуэльского происхождения придумал базовые техники современного танца Flying Low и Passing Through, которые изучают и практикуют сегодня хореографы и танцовщики мира. Дэвид был вдохновлён стаями птиц и косяками рыб, которые, имея направление, непрерывно движутся в природе, вместе достигают какого-то пункта, оставляя следы и узоры в пространстве неба или моря (и никогда не сталкиваются!).
Passing through это групповая танцевальная композиция, где каждый человек свободен в своем выборе и при этом не перестаёт оставаться частью группы. Используя простые инструменты, группа и каждый внутри неё создаёт неповторимый рисунок и взаимоотношения. Не удерживая, не блокируя, пропуская через себя, проходя сквозь и проходя через другого.
Почему эта практика и ее философия мне показались созвучными моим работам? Я часто нахожу вдохновение в музыке и две мои предыдущие выставки были цитатами из мира музыки (“I think I’m dumb. Or maybe just happy” и «Romantic collection”), так что вполне логично, что теперь зона соприкосновения изобразительного искусства и сопредельных дисциплин еще сильнее наслоились друг на друга.
Мы проходим через что-то и кого-то ежедневно. Везет тем, у кого получается превратить это движение в осмысленную траекторию, танец, ну или, по крайней мере, не задеть и не сделать больно тем, мимо кого мы идем или, уж тем более, кто «стоит на пути». Пусть мои небольшие зарисовки будут визуальными остановками, так необходимыми в танце: посмотреть, взять воздух и двигаться дальше.
Большое спасибо Жене Глазуновой за помощь в подготовке текста.
Художница проекта:
Людмила Константинова
Интервью с художником
Что делает роль художника такой захватывающей?
- Извините, если разрушаю романтическую ауру вокруг профессии художника, но интересно откуда такие представления) Обычно художники не прыгают с парашютам и не проникают под прикрытием в банды наркоторговцев. Может быть, если ты занимаешься видео или перфомансом, тогда можешь ездить в разные красивые места или совершать необычные манипуляции с собой и зрителями, но работа живописца или графика, как в моем случае, довольно унылая - сиди и рисуй, пока спина не заболит или рука не затечёт.
Считаешь ли ты, что у художников есть дополнительная роль, которая выходит за рамки традиционной роли «художника»?
- Роли мы выбираем себе сами, исходя из собственных представлений или под влиянием контекста и конъюнктуры. Для кого-то важна «общественная составляющая», а кто-то просто «говорит с вечностью».
Когда ты начала рисовать?
- Я еще в возрасте 7 лет попала в художественную студию «Старт», которая была при «Доме Архитекторов». Оттуда и рисование, и архитектура в моей жизни.
Какой ранний опыт работы с произведениями искусства тронул тебя?
- Со студией мы совершали всякие походы по выставкам и поездки за рубеж. Помню художник Гюнтер Юккер подарил студии несколько своих огромных гвоздей, бывших его визитной карточкой. К сожалению, им кто-то быстро «приделал ноги». Выставку Джеймса Розенквиста в ЦДХ помню. Тогда, в конце 80-х-начале 90-х это было что-то феноменальное и казалось что мир художников сильно расширяет границы.
Какие деятели искусства действительно интересовали тебя во время учебы?
- Я училась в МАРХИ, и там было принято помимо архитектуры интересоваться искусством, музыкой и кино. Поэтому я регулярно ходила на выставки, концерты, в музей Кино. В то время да, собственно и сейчас, я была достаточно «всеядна» и все новое вызывало у меня большой интерес. Однако мастера эпохи модерн, их способность захватить все сферы искусства, притягивали больше всего.
Есть ли устоявшиеся представления о твоей работе, которые ты хочешь исправить?
- Мне было бы интересно какие у людей, у зрителей, устоявшиеся представления о моей работе) Так как я многодетная мать, обычно люди вообще удивляются как мне удается делать хоть что-нибудь.
В чем ты видишь силу и потенциал искусства?
- Кроме собственно искусства, я еще работаю в школе преподавателем ИЗО, и на уроках детям я пытаюсь объяснить что искусство - это не какая-то запретная зона, куда могут попасть только избранные, и при желании любой может ступить на эту территорию. Искусство действительно может изменить и человека и окружающий его мир, и, что приятно, сделать это не так сложно, как кажется.
Что бы ты посоветовала молодым художникам?
- Черт, сразу чувствую себя старой. Сейчас так много ресурсов, способных расширить кругозор и подпитать вдохновение, так что, наверное, больше смотреть вокруг. Хотя, наверное, современное интернет-поколение в таких советах не нуждается. Но вот мне во время учебы, когда надо было стоять в очереди в библиотеку за иностранным журналом и потом «ксерить» на черно-белом автомате нужные картинки или по пол-дня пытаться что-то скачать через модемное подключение, очень не хватало визуальной информации.