За минувший век к напластованиям самых разных культур, в избытке присутствующих на ментальной и на географической карте Крыма, добавилась еще одна эпоха – советская – которая из будущего и вечного уже сейчас кажется не менее далекой и стремительно удаляющейся в небытие. Время и природа не делают различий между крепостями генуэзских мореплавателей, крымскотатарскими поселениями, скифскими курганами в причерноморских степях или радиолокационными сооружениями советского времени, белые купола которых все еще виднеются там, где хребет Тепе-Оба сбегает к морю, напоследок вздыбившись над Феодосийским заливом.
Палимпсест культур всегда был присущ Крыму: еще в начале 20 века Максимилиан Волошин различал, что на холмах столь любимой им Киммерии «среди булыжников оцепенели узорная арабская плита и угол византийской капители». Наследие архитектурного модернизма XX века не стало исключением – только оптика художника настроена иначе и воспринимает его сквозь призму природных стихий. Но если в недавнем проекте «Каждая кухарка» традиции домашнего рукоделия соединялись с символами политической составляющей современного общества, то фотоколлажи, представленные на нынешней выставке, запечатаны рукою художника в силуэты листьев, трав и цветов, растущих на склонах крымских гор. В серии «Гербарий» именно сквозь такие срезы времени дует ветер истории. Только в отличие от ангела истории со знаменитой картины Пауля Клее «Angelus Novus» (Новый Ангел, 1920 г.), который, согласно ныне широко известному трактату Беньямина, созерцая руины уносится в будущее, автор почти бесстрастно наблюдает недавнее советское прошлое, встраивая его внутрь природных форм: заброшенные дома и «недострой», увитые ржавой колючей проволокой и покрытые патиной, заборы из подручных материалов, тюлевые занавески на окнах. Художник создает коллажи, поскольку знает истинную ценность и назначение каждого объекта – и даже фрагмента.
Впрочем, артефакты присутствуют в экспозиции и виде инсталляций – так, объект из ржавой колючей проволоки, напоминающий горизонтальную восьмёрку, знак бесконечности – прямая отсылка зрителя к временному вектору, которого так много в концепции нынешней выставки. И даже живописные работы подчинены эстетической задаче отразить уходящую топонимику – на одной из них иронически присутствует вывеска магазина «Новинка», на другой — старая ржавая реклама гласит, что «Туризм – лучший отдых».
«Присутствие отсутствия» – это выставка об исчезновении и превращении, уникальности настоящего и бесконечности повторения. Подобно фотографии, фиксирующей мгновение, перед нами возможность это мгновение растиражировать.
Текст Е. Рубинова
Художница проекта:
Ольга Божко